Москва, улица Красина, дом 27, строение 2,
подъезд 2, 4 этаж, М. Маяковская

Интервью выпускника IESE Business School о поступлении и учебе в бизнес-школе


Выпускник IESE Business School , Максим Екименко, дал интервью компании MBA Consult об учебе и жизни в Барселоне.

Представьтесь и расскажите немного о себе: где живете, чем занимаетесь, как проводите свободное время.

Меня зовут Максим Екименко. Я работаю на Дальневосточной железной дороге, в департаменте управления трудовыми ресурсами. Родился и вырос в городе Хабаровск. На момент прохождения обучения в бизнес-школе жил и работал во Владивостоке. У меня довольно большая семья: четверо детей, две собаки и кот. До поступления моим хобби был английский язык. Еще работая в Хабаровске, компания предложила мне занятия по английскому языку для развития. Я очень увлекся этим вопросом и порядка 2-х лет интенсивно занимался английским. Сейчас я уже не могу этим похвастаться, так как появились дети, другая работа, к тому же я вернулся обратно в Хабаровск – это занимает у меня очень много времени. Чтобы не забыть язык, я стараюсь общаться с иностранцами при любой возможности и, конечно, стараюсь поддерживать контакт с иностранными друзьями, которые остались после обучения в Барселоне.


Расскажите о своем первом образовании.

В 2000 году я закончил Дальневосточный государственный университет путей сообщения в Хабаровске по специальности «Организация перевозок и управление на транспорте» (ОПиУ), то есть я движенец по образованию. После распределения попал на работу на станцию "Хабаровск-II" в должности приемосдатчик груза и багажа. Эта должность и есть начало моего трудового стажа.

Почему вы решили поступать на MBA?

Как я уже упоминал, компания занималась и сейчас занимается развитием английского языка у сотрудников. Мне предложили пройти отборочные процедуры по английскому языку, которые я в дальнейшем успешно преодолел и попал в перечень тех людей, которые занимались английским языком с преподавателем по скайпу. С одним из них мы потом совместно летали в Кембридж на 2 недели для повышения уровня владения языком, проживали в семьях в Англии. Позиционировалось, что компания планирует делать из нас руководителей и готовит к поступлению в бизнес-школу. Так и произошло. Я отучился в IESE и теперь занимаю один из постов руководителей Дальневосточной железной дороги, а мой товарищ прошел обучение в Стокгольмской бизнес-школе и сейчас тоже занимает руководящую позицию.


Как выбор пал на IESE?

Передо мной стояла задача - выбрать бизнес-школу. На тот момент я понятия не имел о рейтингах MBA-программ. Единственное, что я спросил: «Какая школа пользуется популярностью именно в нашей компании?». Мне предложили ряд школ, в том числе и IESE в Барселоне. Я начал изучать, что за школа, какие у нее есть модули, потом познакомился с Джоном Хейли, который проводит отбор студентов и с каждым общается лично по скайпу или по телефону, иногда даже прилетает в Москву. Мне все понравилось. Я подал документы, меня приняли, компания оплатила программу, и был дан официальный старт моего обучения.


У вас была EMBA программа?

Да, у меня была Global Executive MBA программа. Она заняла полтора года: в 2013 году я поступил, первый модуль начался в январе-феврале 2014 года, а в 2015 я закончил обучение. Global EMBA предназначена в основном для исполнительных директоров. В школе говорили, что довольно большой процент выпускников IESE потом меняет работу - такая статистика. Люди находят новые должности благодаря связям, которые складываются в процессе обучения, и переосмысливают свою жизнь, бизнес, после чего очень многие меняют отрасль. Я, например, хоть и продолжаю развиваться в направлении HR, но позиция с точки зрения статуса у меня стала выше, причем значительно. Программа называется «Global», потому что модули проходили по всему миру: обязательные и необязательные. Обязательные проходили в Испании (Барселона), Китае (Шанхай), США (Нью-Йорк). Необязательных было 4 модуля: в Нью-Йорке, Сан-Паулу, Барселоне и Сан-Франциско. Из 4 модулей можно было выбрать 2. Я выбрал Сан-Франциско и Барселону. В этих модулях были представлены различные программы, направленные на изучение дополнительных предметов. Мне были интересны вопросы стратегии в Барселоне и инновационный курс в Сан-Франциско. Были студенты, которые поехали на все 4 модуля и были в полном восторге, особенно от Сан-Паулу. Я не был готов лететь на тот момент в Южную Америку, потому что перелетов за полтора года хватало. Каждые полтора месяца нужно было улетать на 2 недели, а с учетом моей большой семьи и часовых поясов, это было проблематично. Я не скрываю, что были моменты, когда я спал на работе во время обеденного перерыва, потому что меня просто выключало.

Расскажите, пожалуйста, что происходило во время очных модулей (семинары, лекции).

Первый модуль был направлен на создание команды. На основании психологического тестирования нас разделили на группы в среднем по 8 человек. Плюс была возможность пообщаться со студентами старших групп и выпусков, были встречи, особенно в Америке, с выпускниками IESE, которые там живут. У нас были и лекции, и практические занятия. На лекциях происходит разъяснение тех вопросов, которые ты не понял, или в которые нужно погрузиться более глубоко. Но в целом в бизнес-школе IESE обучение совершенно другое - более самостоятельное, направленное на саморазвитие, и это очень меня впечатлило, потому что прокачивают там как надо. Первоначально сама школа делает все для того, чтобы ты прочувствовал всю серьезность ситуации. За тебя заплатили порядка 100 000 евро, но это ничего не гарантирует - если ты будешь плохо учиться и получишь более 6 двоек, ты будешь отчислен вне зависимости от того, на каком курсе находишься. И это очень стимулирует. Оценки выставляют, как за домашнее задание, так и за участие на самих лекциях. Участие в обсуждениях должно быть максимально активным, но при этом аргументированным, а для этого нужно быть подготовленным. В начале обучения я почти не участвовал в лекциях, потому что пока переводил, что происходит, более активные студенты уже успевали высказаться. Один из модулей в Барселоне у нас проходил совместно с китайцами. И вот тогда те, кто долго не мог высказаться из-за медлительности, оторвались, потому что китайцы все время молчали, хотя у них был замечательный английский язык и они все прекрасно понимали. Но мы оторвались по-черному! Мы уже знали, что такое А, B, C, и надо было срочно заработать оценки.

Были предметы откровенно тяжелые. Для меня это были экономика и бухгалтерия. Больше всего мне понравились курсы по HR, информатике и business problem (это был тяжелый, но интересный модуль, я до сих пор стараюсь пользоваться полученными на нем знаниями). Интересно то, что полученную оценку можно исправить. У меня был опыт в Шанхае, когда я считал, что довольно интересно написал эссе о Китае, но мне поставили двойку. Мой друг Шаши, индиец, он же барселонец, посоветовал мне переписать работу. Я связался с профессором, мы с ним нашли общий язык, я написал еще одно эссе, за которое получил B. Причем над первой работой я потрудился, потратил много времени, а во второй просто, что думал, то и писал. Оценка уже была не важна – это было дело принципа (смеется).

Все материалы приходят в отдельной папке, их обязательно нужно прочитать перед началом курса. Я заранее готовил вопросы, потому что нужно было участвовать. Я очень переживал и был на грани, так как свободных 5 млн. рублей, чтобы отдать компании, у меня на тот момент не было. Так что мотивация была очень хорошая. Хотя Джон Хейли периодически очень внушительно говорил: "Don't worry, just relax". Я сейчас понимаю, что школа заинтересована в своих студентах. Им не нужны двоечники, поэтому тебя выгонят, если поймут, что ты откровенно халявишь и ничего не делаешь. Но если увидят, что ты стараешься, но при этом хватаешь двойки, то тебе помогут и направят.

Не секрет, что IESE - школа, организованная на базе церкви, но это не напрягает. К нам приходили священники, разговаривали со студентами, но я, к сожалению, не участвовал, хотя это было интересно. Помимо этого мы разбирали кейсы, на которые были приглашены интересные люди, сведущие в этих кейсах - это было очень здорово. Впечатляют и сами по себе города, в которых проходило обучение: Барселона, Шанхай, Лос-Анжелес, Нью-Йорк.


Как вы занимались между очными модулями?

У нас были домашние задания, которые ты обязан выполнить либо индивидуально, либо в группе. В группе гораздо сложнее, потому что нужно учитывать временные параметры людей: когда они свободны, когда заняты, часовые пояса. Но в то же время это и полезно, потому что в некоторых предметах, которые я не понимал (например, задание по маркетингу), группа делала без меня. Плюс мне было сложно с ними связываться ночью - на первых модулях я пытался подключаться к обсуждению, но потом просто понял, что они не будут меня ждать, и они шагали без меня. Но на очных модулях я старался помогать и всегда быть с ними.

Групповые задания могут стать и проблемой: иногда люди любят поспорить, доказать свое мнение и не слушать других. На первых модулях у нас были тимбилдинги, мы занимались до 2, до 4 часов ночи только потому, что кто-то был с чем-то не согласен. Хотя, насколько я знаю, было одно групповое задание, в котором никто не сделал хорошую работу. Там просто не было конкретного ответа - была задача, для решения которой существовало не так много вариантов действий, а на обсуждение ушло очень много времени. В тот день мы начали заниматься в 5 вечера и, по-моему, только в 4 утра я пришел домой. Просто обсуждение, просто разговоры – от этого голова пухнет. Я после первых модулей вообще ни с кем не хотел говорить, ни на русском языке, ни на английском - все раздражало, хотелось домой и закончить это все поскорее, но потом во все это втягиваешься и очень сильно скучаешь.

Сколько было человек на потоке? Какой возраст?

В Барселоне было 2 потока: европейский и американский. В американском потоке было 20 человек, в европейском - 40. Нас потом всех объединили на занятиях в Нью-Йорке, а через год мы встретились на совместных модулях в Барселоне. Возраст у всех примерно одинаковый: с 30 до 45 лет, хотя было 2 человека старше 50, а самым младшим было где-то 27. В основном это руководители среднего звена бизнесов Европы.


Как складывались отношения в группе?

Абсолютно по-разному. Все зависит от темперамента. Если ты доброжелателен и обладаешь коммуникативными способностями, то будет проще. Если ты закрытый человек, то может раздражать вся эта чехарда, происходящая в группе, когда кто-то согласен, кто-то не согласен и споры чуть ли не до драк. Просто нужно научиться уважать взгляды другого человека, иногда поступиться своим мнением, иногда прислушаться к коллегам и тогда все получится. Мне повезло – я учился с талантливыми умными людьми. У нас были очень близкие отношения в группе, но это возможно только тогда, когда ты умеешь уважать чувства других людей.

Сколько на вашем потоке было студентов из России?

Нас было 5 человек: одна девушка, остальные парни. Мы назывались Russian Team и общались между собой на русском. Так было проще, потому что задачи у всех примерно одинаковые, а мы не всегда понимали, что от нас хотят. Помимо меня и моего друга из РЖД наша группа состояла из финансового директора Volvo, экономического директора какой-то крупной фирмы и человека, занимающегося венчурными проектами и инвестициями в Москве (с ним мы до сих пор поддерживаем связь), то есть люди с абсолютно разным жизненным и профессиональным опытом.

А где вы жили во время обучения?

IESE сотрудничает с некоторыми гостиницами, в которых приобретение номеров чуть дешевле. Мы жили в гостинице рядом с бизнес-школой. Там все было хорошо устроено: прекрасные номера, сад, хотя она, конечно, не дешевая. Вечером в лобби мы собирались и обсуждали какие-то вопросы в более неформальной атмосфере. В Сан-Франциско мы жили в гостинице, и в ней же проводилось обучение. Вот это было не совсем правильно, я считаю. Хотя там мы часто выезжали.

Помогает ли школа с трудоустройством?

Да, но, насколько я знаю, никто этим не воспользовался. У меня, например, был контракт, и я обязан вернуться в компанию. Однако изменения в карьере произошли у всех: кто-то уволился, кто-то кардинально сменил сферу, кого-то повысили, кто-то запустил свой стартап. Бизнес-школа сразу предупреждает, что жизнь поменяется. Однозначно. Гарантированно. И это правда. Так что, если у вас есть финансовая возможность, потребность в новых знаниях и готовность к переменам, заинтересованность в получении степени MBA, поступайте в иностранную бизнес-школу! Вас ждет до 2-х лет незабываемого опыта!

Расскажите, сложно ли было оформить визу?

Я дважды оформлял обыкновенную шенгенскую туристическую визу и один раз туристическую в Америку. Нам даже в IESE советовали оформлять туристическую визу, так как получить на EMBA студенческую визу стало довольно сложно. Американскую визу я получил очень легко: пришел в посольство во Владивостоке, самостоятельно записался, документов никаких не брал, сказал, что хочу прогуляться по Манхеттену, увидеть Нью-Йорк, и через 2 дня абсолютно без проблем получил визу на 3 года. Все вопросы отпали, когда я рассказал про жену и трех дочек (смеется). Я слышал, что некоторым предлагали оформить какие-то письма для китайской визы, но у нас все проще с Китаем во Владивостоке, поэтому я быстро оформил визу на месяц и полетел.

Расскажите немного о профессорах.

Очень выделялся профессор Майк Розенберг по Solving Business Problems. Его многие не любили. Он довольно интенсивно вел предмет, и я, например, за домашнее задание получил от него «двояк», а по лекциям «4-». Но мне очень нравилась его манера ведения курса: все довольно живо и можно применять в жизни. Хороших профессоров было много. Мне очень понравилась Елена Реуцкая профессор по маркетингу. Дипломный проект по производительности труда я писал у латиноамериканки (имя, к сожалению, не помню) – она очень импульсивная, эмоциональная и по ее предмету мы собирали разные конструкторы. В Нью-Йорке наш соотечественник Евгений проводил уроки по IT, поставил мне двойку, потому что я списывал. Сейчас я уже понимаю, что ничего сложного там не было. Тогда я подошел к нему, извинился, признал ошибку, и мы расстались добрыми друзьями - до сих пор общаемся. Бухгалтерию у нас вел немец Маркус. Преподавал ее четко, на изумительном английском. А вот со стратегией у меня возникли проблемы, потому что вел ее очень эмоциональный испанец. Он бегал по аудитории, показывал что-то над головой, говорил очень быстро, поэтому сложно было его понять. Все профессора были довольно интересными, я вот сейчас с большим удовольствием вспоминаю.

Что ждет студента в конце обучения? Дипломная работа?

Нужно было разработать либо какой-то реальный бизнес-проект, либо самостоятельно что-то придумать. Все старались подойти с точки зрения реального проекта. Некоторые проекты были очень интересные, и, я надеюсь, ребята их воплотили в жизнь. Мы с моим коллегой из РЖД составили реальный проект о международной деятельности железной дороги в странах АТР с точки зрения провозной способности. Это была конфиденциальная работа, поэтому мы не представляли ее всем, - только жюри.

Кстати, последний модуль проходил в Барселоне, и нам не давали расслабиться вплоть до выдачи дипломов. До последнего дня нам читали лекции и выставляли оценки. Потом была торжественная часть, на которую все пришли в мантиях с кисточками, как положено. Спасибо моей жене: на вручении диплома она была со мной. Кстати, многие прилетели с семьями. Вот я был с женой, а у африканцев, например, очень большие семьи: дети, жены, бабушки - все были там.

Как изменилась жизнь после окончания программы?

Выходишь из учебного заведения с дипломом и думаешь: а что теперь делать? Вроде, получил, чего хотел. Но вплоть до вылета домой я не верил, что это закончилось. Эти 1,5 года - очень насыщенный этап в жизни. Первое время после обучения начинаешь нормально спать. До этого мозг был постоянно перегружен и снились кошмары. Мне последние года 2, наверное, только не снится, что я пропустил какой-то модуль и мне надо вставать и срочно что-то учить. Появляется больше свободного времени, но в тоже время чего-то не хватает. Потом становится немного грустно от того, что закончилась одна из лучших частей твоей жизни, в которой были путешествия, общение, понимание разнообразия мира, ты скучаешь по друзьям. Но в итоге приходит понимание, насколько ты вырос. Раньше у меня не хватало времени, например, смотреть новости, следить за курсом доллара, а там я начал следить за новостями, много читать и анализировать. Тем более я учился в такое время, когда начались проблемы с Украиной. Европейцы на первом модуле проявляли огромное внимание к нам, русским, но, слава богу, обыкновенные люди, которые живут обыкновенной жизнью, никого не осуждают, тем более каждый знал тебя как классного парня. (смеется)

Вы почувствовали себя более интегрированным в мировое общество?

Я просто понял, насколько огромен и удивителен этот мир, а мы зажаты в силу своих профессиональных качеств, работы, жизненных ситуаций. По ходу обучения ты начинаешь открывать глаза и понимаешь, как расширяется кругозор. Осознаешь, что мир не маленький и возможно все. Если ты чего-то захочешь, то ты можешь этого добиться - это реально.

Стоит ли поучать MBA? Не жалеете о сделанном выборе?

Нет, конечно, не жалею. Как я могу жалеть о том, чему научила меня моя компания? У меня контракт с компанией на 5 лет после обучения. Компания во мне заинтересована, я ей безумно благодарен. ОАО РЖД старается развивать своих руководителей и все для этого делает, даже с учетом сегодняшнего кризиса. Теперь мы обучаем кадры на своих площадках, но тогда, начиная с 2010 года, мы активно пытались интегрироваться в международную сеть и развиваться. Сейчас с учетом экономических блокад это стало делать сложнее. Я однозначно не жалею - развитие нужно и я без этого теперь не могу. Программа настолько прокачивает, что те области мозга, которые раньше у тебя не работали, начинают работать по-другому, не скажу, что сильно лучше, но по-другому. (смеется)

Что можете сказать людям, которые сейчас поступают?

Советую ничего не бояться. Четко рассчитывайте свои силы, четко понимайте, зачем вы это делаете, рассчитывайте свои финансовые возможности. Вкладывание в себя, развитие, обучение - это однозначно выгодный проект. Порой, может быть, не всегда виден результат. Но это зависит от выбора бизнес-школы. Если вы выбираете топовую школу с хорошим рейтингом, высокой стоимостью, не экономите, то, скорее всего, ваши ожидания от школы оправдаются больше, чем от получения MBA образования в России. Развитие английского языка и его использование дают очень много в плане развития головного мозга, потому что заставить себя думать на другом языке очень сложно. Если у вас отличное знание языка, значит вы будете реализовываться еще больше с точки зрения того, что вам будут преподавать. Бояться не нужно. Если есть желание заниматься и развиваться, то смотрите рейтинги, читайте отзывы, выбирайте и поступайте!

IESE - всесторонняя школа, интересная, очень доброжелательная, очень комфортная. Люди, которые там работают тоже очень хорошие и доброжелательные. Они четко отрабатывают свои деньги и понимают, зачем они это делают и искренне желают, чтобы их студенты выпускались с огромным багажом знаний.

Еще, пользуясь случаем, хочу порекомендовать компанию MBA Consult, поблагодарить ОАО РЖД за вклад в развитие сотрудников, в том числе и с Дальнего Востока, и Джона Хейли из администрации IESE, который мотивировал нас до самого конца обучения.

Благодарим Максима за интервью и предоставленные фото.

Назад
Books
Запишись
на бесплатный пробный урок
в любую группу

Оставьте ваш e-mail и будьте в курсе последних новостей и акций

Нажимая, вы соглашаетесь на обработку ваших персональных данных